Оценка товарных знаков (бренда)
Товарный знак и знак обслуживания — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. (ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" В ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ)
Товарный знак является эффективным инструментом в современном бизнесе. Он позволяет идентифицировать конкретный товар от аналогов и закрепить за ним определенные ассоциации. Благодаря грамотному продвижению (брэндингу) товар становится известен на рынке и приобретает целевой сегмент. Это положительно влияет на рост продаж, а также позволяет несколько завышать цены по сравнению с другими аналогичными товарами (в данном случае потребитель платит за гарантию качества продукта и определенный образ, которому он доверяет).
Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.
В некоторых случаях, например, при продаже бизнеса, целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае производится также оценка деловой репутации компании (гудвилл). Определение стоимости гудвилл производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.
Список ДОКУМЕНТОВ, необходимых ДЛЯ ОЦЕНКИ ТОВАРНОГО ЗНАКА:
- Наименование и описание товарного знака.
- Копия свидетельства о государственной регистрации.
- Перечень товаров и/или услуг, реализуемых под оцениваемым товарным знаком, объемы продаж.
После ознакомления с основными документами, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы, могут понадобиться:
- Характеристики товаров, производимых с использованием, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими.
- Источники получения и размеры доходов от использования товарного знака.
- Затраты, производимые на приобретение прав и текущее использование товарного знака.
- Себестоимость единицы товара, продаваемого под оцениваемым знаком.
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку и спецификой использования товарного знака или иного объекта в процессе производства и реализации товара или услуги.